20.09.2022

Алтай (Тюнгур - Джазаторское за 8 дней)

Гора Белуха

Маршрут смотрите по ссылке.

20.08.22, 17:06

Вчера я выехал из Барнаула поездом ‘Калина красная’, который идёт до Бийска. Потратил чуть больше часа на осмотр местных достопримечательностей и отправился на трассу. Грузовик с разговорчивым водителем подвёз меня до Горно-Алтайска, где я пообедал и, после пары машин на короткие дистанции, поймал девятку с парнем-вахтовиком, возвращавшимся из Сургута в своё родное село. Ближе к ночи мы остановились на заправке, где дальнобойщик спросил у нас направление на Катанду (а это как раз почти то место, куда мне надо), я пересел к дальнобойщику, который едет из Новосибирска со своим сыном-школьником. На ночевку остановились в поле. Они заночевали в машине, а я поставил палатку неподалёку. Спал в двух штанах и тёплых носках, было около +2 градусов, но я слегка замёрз лишь под утро. Встал в семь утра и вышел на дорогу. С тремя пересадками я добрался до посёлка Тюнгур, где начинается запланированный маршрут. Однако, после обеда мне удаётся застопить ЗиЛ с кузовом для туристов. Водитель ехал пустой забирать группу и решил подбросить меня по плохой грунтовой дороге на 15 километров вверх. После этого дорога закончилась и я прошёл вверх по жидкой грязной тропе около 18 километров за сегодня.

Сейчас остановился на привал и ночевку у впадения реки Текелюшка в реку Кучерла и пишу эти путевые заметки. Рюкзак кажется непомерно тяжелым, вероятно я взял слишком много еды… Попытаюсь исправить это, кушая больше в первые дни, начинаю прямо сейчас.

Мозаика на ДК в Бийске
Утренние пейзаж

Предгорья Алтая

У поселка Тюнгур

Пастбища за посёлком

21.08.22 12:16 Кедровые стоянки

Проспал сегодня 11 часов. Как и в первую ночь, было слегка прохладно, лишь под утро замёрзли ноги. Подъем в 8 утра, собираю палатку, завтракаю и выдвигаюсь вверх по тропе. На камне меня слегка смутила надпись: «Опасная тропа, danger, кедровые стоянки». Тропа оказалась и правда не из простых, очень крутой подъем по скалам вдоль речки Текелюшка. В один момент тропа разветвляется и я беру выше, поднимаюсь по провешенной веревке. Как оказалось в дальнейшем, это было ошибкой. Вскоре тропа растворяется в лесу и я, не желая терять набранную непомерными усилиями высоту, продолжаю идти по наклонному рельефу, поросшему мхом, лишайником и хвойными деревьями. Подъем даётся тяжело, но спустя 3,5 часа я все-таки выхожу к Кедровым стоянкам, набрав около 500 метров. Здесь я обедаю мюслями с изюмом, смородиной, молоком и сушеным мясом (!). Очень проголодался и устал за это утро, а впереди сегодня ещё набор высоты в 900 метров и спуск на 600… 

По пути мне встречается брусника кислая, жимолость горькая, лишь черника нормальная на вкус. И ещё множество грибов, на которые мне не хочется отвлекаться, ведь еды у меня и так предостаточно.

Из животного мира мне встречались грызуны, размером чуть больше белки с чёрной шерсткой и птицы с темным оперением, спиной в белую полоску и белым брюхом, похожие на миниатюрных дроздов, но с более длинным и заострённым клювом. Птицы выедают шишки.

19:18 Дошёл до озера Аккемское и поставил палатку, варю борщ, этот суп я назвал борщом только из-за наличия сушеной свёклы. В пол литра воды добавил пару горстей гречки, горсть сушеного мяса, помидоров, свеклы, специй. Сегодня я кушал аж пять раз, чем больше ешь, тем лучше идёшь.

За сегодня прошёл всего 15 километров, на которые ушло 11 часов, это был очень сложный и тернистый путь. Преодолел подъем в 1600 метров и спуск в 1 вертикальный километр. Подъем дался мне очень тяжело, а вот спуск я пробежал меньше чем за 1,5 часа. По пути встречались группы туристов. Особенно запомнилась дама, которая села на наклонной тропе и отказывалась дальше идти, аргументируя это «Ой, всё, не могу, страшно тут!». Ещё они спросили, не инструктор ли я, будто они не могут запомнить состав своей группы из 7 человек. Следующая часть этой же группы ожидала отстающих ниже по маршруту, с ними тоже состоялся забавный диалог.

-Вы инструктор?

-Нет, турист из Самары.

-А почему так бежите?

-А у нас все в Самаре так бегают!

Ловлю себя на мысли, что фотографировать природные пейзажи мне скучно. Зато портреты людей в горах иногда выходят интересные!

Пейзажи у Кедровых стоянок

Первая встречная группа

Спускается вниз

Отстающие идут следом

Еще пара туристов

На перевале



Ходит каждое лето на Алтай уже 20й год


Диванные туристы

Транспорт для диванных туристов

Домик метеостанции

Белуха

Восход луны над озером Аккемское

Лошадь ест всю ночь

Белуха


22.08.22 11:18

Сижу у пещеры Аккемского ледника, из которой берет начало речка Аккем.

Этой ночью были заморозки. Вода в бутылке превратилась в ледышку, а палатка покрылась инеем. В 2 часа ночи проснулся и воспользовался моментом чтобы сделать фотографии Белухи на фоне озера и звездного неба. Получилось красиво. Проснулся в 7 утра. Позавтракал и налегке, взяв с собой лишь газовую горелку, чай и шоколад, двинулся к леднику. Это пограничная зона, но самих пограничников я не встретил, так что прошёл беспрепятственно, не имея пропуска. По пути, в живописном месте, стоит небольшая часовня. Стоило мне присесть у неё чтобы выпить чаю, как ко мне подошёл мужик церковной наружности (с бородой и длинными волосами). Представился он смотрителем этой часовни, его поставили сюда чтобы следить за часовней, чтобы никто её не сжёг, как предыдущую на этом же месте. Он пригласил меня зайти в его шалаш выпить чаю. Оказался он Володей из Новосибирска, на редкость разговорчивым. Весь его монолог я только пил его травяной чай, кушал шоколадку и кивал головой, иногда мыча «угу». Говорил он обо всяком, кем работал при союзе, как уверовал, в каких монастырях жил, как докатился до жизни такой. Но самым забавным была его интерпретация событий на Украине. По его мнению, это война против войска дьявола, под эгидой американских протестантов, мечтающих подорвать духовные ценности и устроить мировую «Садом и Гоморру».

Допив чай, я благодарю хозяина шалаша и иду вверх к леднику.

Туристы у домика погранцов

Палатка - столовая

Бочки, как на Эльбрусе


Сортир

Предупреждение

Лошадки 

Часовня

Ледовая пещера в Аккемском

Аккемский ледник



Мост через бурную реку, вытекающую из ледника

23.08.22 15:11

Делаю эту запись на привале, находясь в верховьях реки Текелю, в трёх километрах от одноимённого ледника. 

Вчера я добрался до палатки и понял, что очень устал, не смотря на то, что ходил налегке. Разболелась голова, выпил ибупрофен и лёг читать книжку, и спать. Вечером шёл дождь, но палатка все выдержала. Ночью было холодно, но терпимо.

Сегодня в 9 утра, просушив палатку и спальник на утреннем солнце, я собрал вещи и вышел с целью пересечь перевал Менсу. Скажу сразу, что это была дурная затея. Смотрю на него и понимаю, что без альпинистской снаряги и опытного напарника, мне его не пройти. Выглядит он жутко, особенно в сгущающихся над ним тучах.

Но лучше расскажу всё по порядку. Сперва я попробовал перейти речку Аккем в брод, но сразу же опустился выше колена на огромные наклонные глыбы. А она казалась такой мелкой… Иду 2 километра вниз до моста у турбазы, перехожу там, по пути вижу вертолёт, пролетающий надо мной в 10 метрах. Привёз клиентов на турбазу видимо.

Иду по маршруту, который нарисовал заранее, он не совсем совпадает с имеющейся тропой, зато ведёт по узкому живописному гребню к югу от реки Ярлу. Ближе к вершине он упирается в сернисто-красные сыпучие скалы, напоминающие мне вулканические породы Камчатки и пахнущие аналогично. Понимаю, что пути дальше нет и есть два варианта - идти назад и потерять день пути или же попробовать преодолеть 30 вертикальных метров по сыпухе свободным лазанием. Я выбираю второе. Опрометчивое решение. Распластавшими на наклонной поверхности без опоры для ног думаю, что обещал вернуться живым и здоровым, но напрасно рискую серьезно пострадать. Склон сыпучий и очень крутой, понимаю, что если сорвусь, то покачусь вниз по песку и мелким камушкам на метров 50 вниз (вроде не смертельно, но если набрать скорость и не смочь затормозить, то можно улететь и дальше, что уже будет опасно для жизни). Кое-как, помучавшись с выбором должного маршрута, я выбираюсь наверх на узенький гребень. По нему лишь сотня метров до окончания подъема. Здесь вся долина поросла травой и мягким мхом - идти очень легко и приятно. Перевал Менсу я  сразу же решаю не брать, а попробовать пройти иначе, по более простому и безопасному маршруту. Впереди меня ждёт два перевала. Первый простой, а вот второй ещё вне зоны видимости. Но представить что-либо страшнее Менсу я себе не могу. 

Вот закончился мой обед, на этом окончу я рассказ.

Группа туристов у турбазы

Вертолет - единственный быстрый транспорт в этих местах

Это провал


Поднимаюсь по гребню слева

Здесь еще видна тропинка

После подъема по крутому склону

Вышел в травянистую долину


17:06 Взял травянистый перевал высотой 2960 метров. Горный хребет по правую руку повсюду выглядит непроходимым. Размышляю над дальнейшим маршрутом. Рассмотрел 3 варианта: 

1. Пройти через горный хребет спереди не получится.

2. Пройти вдоль рек и спустится к Аргуту займёт 2 дня и наверняка не получится. Будут скалы и прижимы.

3. Подняться выше перевала и пройти по гребню 5 километров может быть реально. Иду. Но без рюкзака, лишь на разведку, поскольку до темноты не успею спустится.

18:11 Наверху идёт снег. Видны следы хищной кошки либо волка (это был след барса). Ближняя часть гребня выглядит проходимой. Думаю попробовать заночевать на перевале и завтра утром выйти наверх по гребню.

18:45 Пью чай на перевале, идёт снег или мелкий град. Задаюсь вопросами, а стоит ли пробовать идти по гребню завтра? А вдруг будет ситуация, аналогичная сегодняшней на сыпухе, что каждый шаг вперёд усложняет возврат назад? Обещаю себе не допустить подобного впредь.

19:54 Поставил палатку на траве чуть ниже перевала. В лужице удалось набрать 1,5 литра воды. Хватит на ужин и завтрак.

Перешел реку и поднимаюсь на перевал

Тур на перевале

Вид на другую сторону

Ледник Текелю

Чуть выше перевала

Завтра пойду вот по этому гребню



След барса


Начинается дождь, пора ставить палатку

Палатка ниже перевала



24.08.22 07:23

Солнце выглянуло из-за горы и осветило мою палатку, сразу стало теплее. До трёх часов ночи я спал крепко, а потом стало очень холодно и я периодически просыпался чтобы подрожать или погреть палатку газовой горелкой, от неё становится тепло ненадолго, но за это время успеваешь уснуть. Ноги в рюкзаке чувствуют себя приемлемо.

14:25 Я прошёл!!! Прошёл по гребню до вершины Югория и потом спустился вниз по сыпухе на 300 метров. Очень сомнительный и неочевидный маршрут, однако проходимый при должном усердии. Движение по гребню это постоянное свободное лазание, то вверх, то вниз на 10-20 метров, то обойти сбоку по сыпухе или снегу. На гребне все камни были живые, так что приходилось идти очень осторожно, однако я трижды упал, один раз спиной об камень, но на мне был рюкзак, так что не больно даже. Другой раз ударился головой, и третий - коленом. Ничего серьезного.

На  финальной вершине я обнаружил записку, спрятанную в банке в туре. Оказывается, я совершил второе в истории восхождение на эту вершину, впервые её прошли в 2010, дали имя и больше никто ей не интересовался. Счастлив, что справился с задуманным маршрутом, было очень трудно, но и интересно карабкаться по скалам и булыжникам на огромной высоте.

Наверняка я единственный человек, прошедший весь этот гребень. Можно тоже дать название каждой возвышенности!

15:56 По гигантским валунам, оставшимися здесь после таяния ледников, спускаюсь до высоты 2800 метров. Здесь, среди каменного безмолвия, расположился зелёный луг с травой и озером! Моюсь впервые с начала похода. Стоило мне выйти из холодной воды, как пошёл мелкий снег! Сейчас сижу тут, сохну на солнышке и пью подсоленную воду с шоколадом. В горах вкусы меняются и всегда хочется потреблять больше соли, особенно если пьёшь в основном талый снег.

17:26 За такие контрасты я и люблю горы. Ещё этим утром я карабкался на огромной высоте по заснеженным скалам, а сейчас лежу на травке у озёр, наслаждаясь тёплым, будто уже осенним солнышком и слушаю пение грызунов (такие маленькие, жёлтые с округлыми темными ушами). Поставил палатку на высоте 2600. Очень красивые здесь места. И редко посещаемые людьми. Сюда крайне сложно добраться.

На первой вершинке встречается триангуляционная вышка



Виды на травянистую долину, пройденную мной вчера

Двигаюсь прямо по скалистому гребню




Трещины в леднике



На последней вершине гребня

Вид на долину Менсу



Крутой спуск по сыпучему склону



Первые озёра

Одно из них оказалось не проточным с относительно теплой водой


Большое озеро ниже по склону

У этих озер ставлю палатку


А снизу виднеется крупнейшее озеро в этой долине

Палатка под склоном

Записка, найденная мной в туре на последней вершине гребня


25.08.22 08:05 

Сижу на скале с видом на ледник Менсу, крупнейший на Алтае. Увидеть его и была основная, столь труднодоступная цель этого похода. Наверняка вы знаете про глобальное потепление и таяние вечных льдов. Его темпы таковы, что с большой вероятностью мы - последнее поколение, кто увидит столь обширные площади оледенения в горах России. В походах я часто использую Генштабовские карты, составленные 50 лет назад. И сравнивая размеры горных ледников на них и на современных спутниковых снимках, видно, что многие из них сократились вдвое, а другие и совсем исчезли, оставив после себя лишь каменистые морены.

10:37  Шёл по склону, а теперь лежу. Как же утомительны и сложны бывают спуски. Надеюсь, что это был последний резкий перепад, теперь лишь дорога вниз вдоль реки Менсу. Встретил козочек с козлятами, или как называются местные парнокопытные?

11:41 Это самая непопулярная из активно используемых тропинок, что я встречал. Идёт по левому берегу реки Менсу, начинаясь у прижима. Такая тоненькая, но верно ведущая вниз. Как же я рад, что все-таки тропинка есть и мне не придётся два дня пробираться по бурелому.

Долина реки Менсу в лучах рассвета

Ледник Менсу



Я и Менсу

Трещины в леднике


Алтайские березы


Турбаза 'Лес и море'


26.08.22 09:23

Вчера прошёл около половины пути по лесной тропе и поставил палатку у ручья. На тропинке мне встретилась загадочная турбаза, обозначенная на карте как «Лес и море» - десяток палаток на деревянных подмостках. Связь с внешним миром лишь вертолетом. Рядом с турбазой тропинка была натоптанная, а дальше снова уменьшалась, сливаясь со звериными тропками. Пару раз заблудился. 

Сегодня снова иду по лесу. Наконец солнце не светит ярко, небо покрылось перьевыми облаками впервые за последнюю неделю. Обычно до обеда здесь печёт солнце, а после собираются кучевые облака над вершинами гор. Пару раз вечерами и ночью шёл дождь. Но преимущественно погода стоит хорошая.

11:54 Лучшее блюдо этого похода - лапша с говядиной и помидорами.

13:39 Вот уже как второй день я шёл вниз по реке Менсу, а затем Иедыгем. А река по мере спуска становилась все более широкой и бурной. И я все сильнее задавался вопросом, а как я её перейду? А будет ли мост? И сейчас я дошёл до самого конца реки и тут… был мост!!! Покосившийся, истлевший от времени, часть брёвен истоптаны насквозь, но мост держится! Сейчас пью водичку с изюмом и размышляю над дальнейшим маршрутом. В моем представлении где-то здесь должна начинаться грунтовка, но пока не видно. Если грунтовки и автомобилей здесь нет, то идти до поселка мне около трёх дней.

А ещё я встретил шакала. Он стоял ко мне спиной вынюхивал что-то, потом обернулся, увидел меня, замер на секунду и убежал.

17:37 За сегодня я прошёл 19 километров, сначала вниз по реке Иедыгем, а теперь вверх по Аргуту. Поставил палатку не доходя до реки Кулагаш. Хотел сегодня перейти через неё, но впереди виден подъем, а я уже валюсь с ног от усталости и здесь есть удачное место под палатку. Казалось бы, идти по тропинке вдоль реки должно быть не сложно, но она постоянно петляет то вверх, то вниз, часто проходя по каменистой местности, что особенно выматывает. По пути в гротах видел надписи столетней давности. Это конечно не петроглифы, но тоже интересно.

Примерно через 15 километров будет село Аркыт, я не знаю обитаемо ли оно, но есть надежда, что именно оттуда начнётся грунтовка.

Сегодня был самый тёплый день с момента моего приезда в Барнаул. Шёл в майке и было жарко, не смотря на облачную погоду.


Необитаемый домик пастухов


Козочки

В ущелье прямо протекает река Аргут - крупнейшая в этом районе

Пастушьи домики


Мост через реку Иедыгем


Аргут





Наскальная живопись прошлого века

Про эту надпись мне расскажет водитель грузовика

А что здесь было написано остается лишь гадать


27.08.22 06:18 

Сильнейший ветер треплет палатку всю ночь, периодически идёт дождь. Плохо сплю, постоянно просыпаюсь. Но зато стало тепло, спал без носок, в одних штанах и рубашке.

07:37 Мост через реку Кулагаш тоже существует. Вот только находится он на 200 метров выше того места, где обозначен на карте, я уже было собирался переходить вброд, но осмотрелся по сторонам и увидел тонкую полоску над водой. Судя по всему старый мост смыло, а новый построили в последние годы. Завтракаю на мосту и отправляюсь дальше, с целью выйти сегодня в деревню Аркыт.

11:30 Варю макароны за селом Аркыт. По пути встретился отряд из четырёх пограничников на конях. Побеседовали, да разошлись в разные стороны, они идут к леднику Менсу, откуда я как раз держал путь. Рассказал им про встречу с шакалом, а они сказали, что это была лиса, поскольку шакалы здесь не водятся. Говорят, что лисы тут все такие некрасивые, с ободранной шкурой будто. Перед посёлком перехожу вброд речку Куркуре, в этом месте она не выше колена, шириной метров 15, однако до боли холодная.

Посёлок Аркыт представляет собой пару десятком деревянных домиков, из которых половина выглядит обжитой, другие либо заброшены, либо недостроены. Местный жители - алтайцы, занимаются скотоводством, ни с кем из них мне беседовать не довелось. В середине посёлка стоит ретранслятор, однако мобильного интернета мне поймать не удалось, по словам пограничников, связи не будет до Джазаторского. 

Погранцы рекомендовали мне идти до моста, где начнётся более популярная грунтовка, там иногда привозят туристов. В посёлке было два УАЗика, один из которых разобран. Деваться некуда - иду дальше, пока не поймаю попутку.

15:53 Сижу у автомобильного брода у реки Карагем. Дальше пути нет.

Есть вариант пойти через верх - через мост, который выше на 7 километров, но по нему редко ездят автомобили, так что просто жду у развилки грунтовой дороги. Было две встречки, значит будут и попутки сегодня. Надеюсь.

До посёлка Джазаторское, финальной точки первой части маршрута, осталось 38 километров, около двух дней пешком или пара часов на автомобиле.

18:09 Дечинов Детеркуш - что оставил надпись на скале в 1930 году (на фото) - прадед жены водителя, который подвозит меня на ЗИЛе в Джазаторское. Он проводил коллективизацию в этой местности.

Катаюсь на ЗИЛе в компании коров, кота и пары местных мужиков! Довелось прокатиться на верху кабины.

20:37 Стоим у пастбища, ждём когда нас догонят всадники на лошадях. Лошадей оставим здесь, а сами поедем в посёлок. Коровы обгадили мой рюкзак. До села ещё 12 километров. Стемнело.

Моих попутчиков зовут Юра и Саша.

-О, русские имена!

-Да, мы тут все русские, глаза только узкие!

Продолжаю путь вверх по реке Аргут, обходя прижимы


Новый мост


Подхожу к деревне



Село Аркыт



Деревянный мост через Аргут


 ЗиЛ - меня возил.


28.08.22 08:45

Заночевал в палатке во дворе у Юры. Кипячю воду для чая. Рядом, в кузове ЗИЛа стоят неразгруженный коровы. Вчера доехали в село Беляши ближе к 23.00 и я сразу же разобрал палатку и улёгся спать, отдав лишь аккумулятор на зарядку. Пообедав козлятиной и поблагодарив хозяев за гостеприимство я отправляюсь восвояси. К вечеру добираюсь до Кош- Агача. А на следующий день гуляю по окрестностям, отдыхаю, ночую с видом на гору Актру, делаю ночные фотографии.

Село Беляши


Поймал буханки с туристами из Москвы и Питера, Набережных Челнов

Пробили колесо


Попутчица из Новокузнецка

Ночные пейзажи с видом на Актру

Я и дерево



0 коммент.:

Отправить комментарий

Технологии Blogger.